ВВЕДЕНИЕ

13.01.2012.
Интонация.


На этой странице:

Синтаксис, в переводе с греческого, — составление. Подразумевается составление предложения. Принято отделять синтаксис от пунктуации. Мы будем рассматривать предложение, как единое целое, потому что без пунктуации нет предложения. Пунктуация, в свою очередь, не существует вне предложения (бывают предложения без слов).

Мы говорим, чтобы передать свою мысль слушателю. Мысль мы передаём интонацией и словами.
Интонация определяется нашим отношением ко всей мысли или отдельным её словам; порядок слов определяется нами, но и правилами: чтобы получилась фраза — единое целое, передающее мысль, а не случайный, бессмысленный набор слов.

Фраза есть мысль, выраженная словами.


Часто требуется сохранить мысль или передать её на большие расстояния. Собственно, для передачи мысли на расстояние, для её хранения — и появилась письменность. Фраза может сформироваться в нашем сознании, может быть услышана от другого человека, а может быть прочитана, например, в письме или книге. Записывая фразу, мы создаём предложение.

Предложение есть записанная фраза. (См.)


Звук имеет три свойства: громкость или, по-другому, сила; высота или, по-другому, тон; тембр ([тэмбр]); тембр — свойство голоса конкретного человека, зависит от содержания в его голосе так называемых гармоник, т. е., кроме основного, целого ряда других тонов; . Голос мы можем изменять по громкости ≡ силе и по высоте ≡ тону. Но не только. Мы ещё можем задерживать голос: делать краткие остановки, препинания.
Управление голосом позволяет лучше передать слушателю смысл: как фразы в целом, так и отдельных её частей.
Ударные звуки произносятся с незначительным усилением голоса.

    П р и м е ч а н и я:
  1. Знак тождества (≡), вместо синоним, мы выбрали потому, что эти пары слов, не будучи синонимами, в описании голоса имеют одинаковый смысл. О голосе, обычно, мы говорим сила, тон; в официальном же описании звука – громкость, высота (вспомните, например, выше на два тона у музыкантов).
  2. Выражения не повышай тон и т. п., строго говоря, неправильны: ведь речь в них идёт не о высоте, а о громкости☺. Правильно: не повышай голос.
  3. Громкость (сила) звука измеряется в децибелах (дБ, dB), высота (тон) – в герцах (Гц, Hz).

Интонация есть изменение голоса, чтобы лучше передать смысл.

Произношение последнего слова фразы отличается от произношения предыдущих слов:

Обратите внимание на то, что во всех трёх случаях акцент ("логическое ударение") падает на приехала, т. е. это слово автор фразы определяет главным — речь идёт о приезде.


Сравните:

Поскольку акцент теперь падает на мама, смысл этих фраз уже заключается в том, что оба собеседника (и автор фразы, и слушающий его) о приезде знают, и автор фразы только уточняет: мама.


Так, выбирая порядок слов во фразе, обращают внимание слушателя, читателя: последнее слово имеет бо́льшую важность.


Ещё примеры предложений.



В устной речи или при письме на бумаге старайтесь сначала составить фразу, а уже потом произнести или записать. При наборе текста на клавиатуре — обязательно перечитывайте, что́ написали, пока есть возможность исправить.

Помните: нет знаков препинания, которые не влияют на интонацию, и – за редким исключением – нет интонации, которую нельзя передать пунктуацией. Это не всегда легко, но всегда можно.

П р и м е ч а н и е: В. Соломин однажды, выступая перед кинозрителями, привёл пример фразы из фильма "Женщины"(?): Мама! Никогда... Эту фразу он мог произнести: плаксиво; спокойно; с силой ("повышенным голосом") — пример выбора интонации. В то же время, интонация в подобных случаях определяется из всего повествования: взаимоотношение и характеры героев, ситуация...




Hosted by uCoz